Экономичные машины: правда или ложь. Эксперимент «Ежедневника»

«Самый экономичный в своем классе!» — такими словами дилеры обычно презентуют новую машину. Промчишься на ней с ветерком, посчитаешь расходы – ничуть не дешевле прежней. Обманули? «Ежедневник» поставил эксперимент.

Продавая очередной «экономичный» автомобиль, менеджеры обычно молчат о способах этой самой экономии. Усаживаясь за руль, самоуверенные обладатели новинки надеются на прогрессивные технологии и усилия лучших автомобильных инженеров, гарантирующих эффективность езды. Опытные водители уверяют: год выпуска – еще не самое главное.

Поэтому как сэкономить топливо мы решили выяснить опытным путем. Роль самоуверенного водителя взяла на себя редактор «Ежедневника» Елена Анкудо, опытного, со стажем вождения 14 лет, – председатель автоклуба «Москвич», инженер по образованию Дмитрий Головнев.

Дилер предложил «экономичный» VW Tiguan в исполнении Track&Style 2011 года выпуска с пробегом менее 8 тысяч километров. Коробка – шестиступенчатый автомат Tiptronic, двигатель – 2 литра (170 «лошадей») TSI. Объем бака – 60 литров, бензин – A95/98, обещанный производителем расход на 100 км – 13,5 л в городе, 7,7 л на трассе.

 

Елена расстроилась: ну сколько сэкономишь при 9,9 л на сотню в смешанном режиме? Дали бы автомобиль с меньшим «аппетитом» и объемом двигателя – глядишь, и эффект был бы куда более впечатляющим. Дмитрий возразил: на маленькой машинке далеко не уедешь, а среднему менеджеру куда больше подходит маршрут офис – загородный дом – другой город. Да и семью на Tiguan куда проще возить, чем на малолитражке.

Что ж, пусть будет Tiguan. Получив у дилера автомобиль, Елена позвала в дорогу, Дмитрий предложил витебское направление. Чтобы получить наиболее правдоподобные результаты, опытный водитель разбил трассу на три отрезка. Самый неэкономичный – Минск-Бегомль, дорога дачников, на которой придется тормозить и обгонять. Прямая, без спусков и подъемов, трасса на Лепель, что пролегла по Березинскому заповеднику, – самый подходящий участок для экономной езды. От Лепеля до Витебска – поля и боковой ветер, «усугубить» который решили кондиционером – одной из самых «прожорливых» опций.

 

Поскольку кроссоверы обычно загружены пассажирами и вещами, Tiguan «утяжелили» бутылками с водой – всего на 100 кг. И договорились: в Витебск за рулем Елена, обратно – Дмитрий. В конце каждого участка снимаем показания бортового компьютера.

Пока Елена гадает о возможной разнице расхода топлива, Дмитрий настроен скептично. «Современные системы автомобилей настроены так, чтобы все ездили одинаково хорошо, — говорит он, — а, если честнее, то одинаково плохо. Предполагаю, что на этой машине мы будем ехать примерно одинаково: Tiguan – современный, турбированный, с хорошим двигателем автомобиль. Разница, если и будет, скажет о разных стилях вождения, а не конструкторских ошибках».

Едва запустив двигатель, Елена забыла об экономии. «Легкий руль, легкая педаль тормоза, еще легче – газ, — оценивала она кроссовер, выезжая из Минска. – Дим, это круто: одно касание – и автомобиль вылетает вперед!» Легко разогнавшись до положенной сотни, Tiguan крепко держался за асфальт, а мгновенный расход на компьютере показывал 5,2 литра на 100 км. Экономия!

Машин на «дачном» участке было много, но кроссовер с легкостью опережал соседей по трафику. Иногда приходилось притормаживать: приготовившись к обгону, Елена с досадой замечала, что трасса переходит в закругление, скрывая машины на «встречке». Пойти на обгон не решалась – реакция двигателя на ускорение была замедленной . «До 60 км/час он словно выпрыгивает вперед,- жаловалась Елена, – а затем начинает «тупить». Приходится «тошнить» на хвосте тихохода – а вдруг не успею обогнать?»

Наконец с расходом в 46,9 л на сотню маневр был совершен. И хотя через несколько секунд показатель спустился до 7, а потом и 4 л на сотню, осадочек остался. Худшие ожидания подтвердились в Бегомле, где сняли первые показания: расход – 8,6 л на 100 км.

На литр больше, чем обещал завод. Елена посмеивается – слукавил производитель, экономичность осталась в технических характеристиках. Она, водитель с 9-летним стажем, не могла ехать плохо!

«Сейчас все владельцы новых машин так едут, — улыбается Дмитрий. – Передачи на автомате переключать не надо, дави на газ и наслаждайся скоростью. А к педали тормоза ты еще не привыкла, не исключено, что из-за ее легкости, когда степень торможения регулируется перемещением педали, а не усилием на ней. Если так – конструкторы явно переборщили, в обычной езде такая легкость может обернуться небезопасным и беспричинным для других водителей резким торможением».

Елена сосредоточилась на управлении: второй участок – самый экономичный. Автомобилей меньше, обгонять приходится только фуры. Но в Лепеле бортовой компьютер безжалостно констатировал: 9,7 л на 100 км.

 

Смеясь, Елена сообщила еще об одном показателе – количестве топлива в баке. Теперь нужно высматривать указатель заправки: Tiguan проголодался. Скорей, а то станем на дороге!

«Разгоняясь под гору, топливо не сэкономишь, – посматривает на показания компьютера Дмитрий. – Ты спускаешься, а расход – 12,6 л. При отпущенной педали появится ноль, зачем давить на газ?»

Разочарованная, Елена только махнула рукой: у кроссоверов всегда большой расход топлива.

Дмитрий неумолим: «Ты едешь по факту, глядя на показания расходомера, не думая, когда и как использовать педаль газа. Технически грамотный человек способен добиться большей экономии, зная процессы, происходящие в автомобиле, и предугадывая события, а не исправляя последствия.

«С «нейтралкой» была бы эффективность», — парирует Елена.

Дмитрий хмыкает. «Автомобили давно оборудуются экономайзером принудительного холостого хода, — объясняет Елене, – системой, которая отключает подачу топлива при отпущенной педали газа на повышенных оборотах. Машина движется со включенной передачей при торможении двигателем. Отпусти педаль – получишь нулевой расход. Работая на холостых оборотах на «нейтралке», двигатель потребляет топливо. Я уже не говорю о безопасности движения на машине, у которой отсутствует связь двигателя с колесами. Это азы автошколы!»

Незапланированный урок по вождению заканчивается в Витебске, где Елена снимает показания: 9,7 литров на сотню. На два литра больше, чем обещал производитель.

Витебск порадовал бульварами пошире столичных, высоким берегом Западной Двины и старинными деревянными домами, которых в Минске уже не увидишь. Несколько кадров – и Tiguan поворачивает назад.

Некоторое время Дмитрий сосредоточенно молчит, поглядывая на показания компьютера.

«Машина подстроилась под твой не самый оптимальный стиль вождения, — обратился он, наконец, к Елене, — Ты активно использовала высокие обороты и меньше тормозила двигателем, в результате переключение передач происходит на больших оборотах двигателя, а при торможении двигателем подача топлива отключается с большой задержкой.

Адаптивный алгоритм современных машин, по мнению Дмитрия, — не самое лучшее, что могли предложить конструкторы. Если машину часто используют несколько людей, в начале пути компьютер переучивается, подстраиваясь под стиль каждого из них, вместо того, чтобы дать машине ехать именно так, как приказывает водитель.

«Это сделано с целью усреднить умения людей и помочь менее опытным, — объясняет Дмитрий, — но помогает далеко не всегда. Скажем, водитель вдруг получил вызов и вынужден ускориться. Машина не сразу поймет его желание и будет «наблюдать» за поведением километров 10, лишая эффективной езды. Теоретически это делает вождение более аварийным, особенно в сложных дорожных условиях, например, гололеде, когда ты ускоряешься на выходе из крутого поворота, а компьютер по привычке переключает передачу на оборотах ниже ожидаемых».

На трассе Дмитрий старается избегать таких случайностей: «Я задаю ритм движения на все просматриваемое расстояние в несколько километров, что снижает аварийность и расход топлива. Перед обгоном, прежде, чем нажать на педаль газа, просматриваю местность, подбирая момент, когда на встречной полосе не будет машины. Ритм движения подстроен под ситуацию, так, чтобы совершить обгон сходу, не сбрасывая и не набирая скорость. Смотри: расход во время обгона составляет 14 л на сотню и быстро снижается до 10, а затем до 5 л. Эффективно?»

Слова Дмитрия подтверждает компьютер: средний расход на участке Витебск-Лепель составил 7,3 л на сотню – меньше обещанного заводом. На этом участке работал кондиционер.

Елена напоминает об остановках, которые ей приходилось делать для заправки и фото-сессии. Дмитрий послушно паркует машину на обочинеу: условия должны быть равными. Но компьютер и в Бегомле неумолимо показывает средний расход в 7,6 л.

«Это природа помогает, — улыбается Дмитрий. – К вечеру температура упала и мгновенный расход снизился при аналогичных условиях движения. Учи физику: прохладный воздух тяжелее, а значит, больше молекул кислорода при том же объеме попадает в двигатель, что позволяет эффективней сжигать топливо».

Признавая, что экономия в прохладное время минимальная, Дмитрий замечает: есть и другие источники потребления топлива: фары, радио, кондиционер. В Минске компьютер показал средний расход 7,3 л на сотню.

«Машину купил, ездить не купил», — слышала такое? – улыбается опытный водитель, возвращая Елене ключи от Tiguan. И успокаивает, – «У большинства водителей результат будет примерно как у тебя. Особенно на новом кроссовере. Его действительно приятно водить и хочется постоянно давить на газ».

Квалифицированные специалисты проводят эксперимент иначе: моют бензобак, точно отмеряют залитое в него топливо, используют в тест-драйве несколько автомобилей, точность показаний приборов которых не вызывает сомнений. «Ежедневник» сделал упор на стиль вождения двух водителей на одном автомобиле. Впечатляет, не правда ли?

 

 

Елена

Дмитрий

Минск – Бегомль, 106 км

Средняя скорость (км/час)

70

75

Время в пути (час)

1,31

1,24

Средний расход топлива (л на 100 км)

8,6

7,3

Бегомль-Лепель, 49 км

Средняя скорость (км/час)

55

77

Время в пути (час)

0,53

0,37

Средний расход топлива (л на 100 км)

9,7

7,6

Лепель-Витебск,107 км

Средняя скорость (км/час)

69

70

Время в пути (час)

1,37

1,3

Средний расход топлива (л на 100 км)

9,7

7,3

 

 

 

Источник: ej.by

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.